Профориентация

Профориентационная работа
с воспитанниками

 Профориентация и социализация выпускников школы-интерната

Подготовка выпускников к самостоятельной жизни – приоритетное направление в работе педагогического коллектива школы-интерната. За последние годы социальные педагоги работают по социально-педагогическим программам: «Мы вместе», «Начало пути». 

Цель: подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни, содействие в профессиональном самоопределении, постинтернатном становлении через формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни. 

Задачи:

· Создать необходимые условия для развития жизненно важных и социально значимых качеств личности, способствующих успешной адаптации в обществе.

·  Формирование осознанного профессионального выбора выпускников адекватного их способностям и состоянию здоровья.

·  Оказание содействия выпускникам в постинтернатной адаптации.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Воспитанники школы-интерната недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Профориентационную работу проводим через формирование профессионального интереса, позитивное самовосприятие, формирование ценностных ориентиров, повышение интереса к труду, к знаниям.

 Профориентационная работа в школе-интернате проводится с учетом возрастных особенностей детей:

1-я ступень. Изучение направленности интересов, способностей, здоровья, ознакомление с миром профессий воспитанников (1-4 классы).  

2-я ступень. Определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности. Уточнение интересов, склонностей, формирование знаний, умений и навыков через участие в кружковой работе (4-7классы).

3-я ступень. Руководство профессиональным самоопределением, формирование профессионального самосознания, выработка и коррекция личностных жизненных планов (8-11 классы).

Работа проводится по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.

 Профессиональное информирование. 

Задача: ознакомить воспитанников с заключениями профессиографии (классификация профессий, основные виды работ в г.Горно-Алтайске, требования к профессиям, характер условий труда, потребности в кадрах). Профессиональную информацию воспитанники получают на внеклассных занятиях, в кружках, уроках труда в школе, участвуя в общественно-полезном труде, посещая учебные заведения города, во время целевых экскурсий на предприятия и в учреждения. Традиционными стали посещение образовательных учреждений: Горно-Алтайский государственный политехнический колледж М.З. Гнездилова, Майминский сельскохозяйственный техникум, Центр занятости населения г. Горно-Алтайска. Для успешной профориентации и социализации воспитанников в школе-интернате работают кружки: в Центре социально-бытовой ориентации «Уют», «Хореография», «Умелые ручки», «Театральное искусство» и т.д. Посещая кружки и секции, воспитанники приобретают навыки, необходимые для выбора будущей профессии: умение работать в коллективе, преодолевать трудности, планировать свою деятельность, добиваться результата. Воспитанники, получив профессию, в современных условиях рынка не всегда могут самостоятельно устроиться на работу. Они не знают, куда обратиться, где получить профконсультацию, узнать о вакансии рабочих мест, получить возможность приобрести другую профессию, пользующуюся спросом на местном рынке труда. С этой целью ежегодно проводятся экскурсии в «Центр занятости населения города Горно-Алтайска». В школе-интернате собрано достаточно информационного, наглядного материала по теме «Куда пойти учиться?»  

Профессиональное консультирование.

Задачи: помочь воспитаннику познать особенности своей личности, развить интересы и способности, понять потребность общества, дать указания и советы по выбору учебного заведения для дальнейшей учебы и сферы деятельности. Для решения данной задачи проводится диагностика склонностей и интересов, индивидуально личностных и социально-психологических особенностей подростков. Обсуждение хода профессионального выбора выпускников осуществляется специалистами в течение каждого месяца, выявляются изменения в выборе учебного заведения, профессии. По итогам опросов проводится индивидуальная работа с каждым выпускником.

 Профессиональное самоопределение.

Задачи: анализ затруднений, уточнение этапов развития профессионально важных качеств, уточнение выбора профессиональной деятельности, корректирование планов, выбор запасного варианта профессии, анализ соответствия индивидуально-психологических особенностей требованиям профессии.

В подготовке выпускников к профессиональному самоопределению большое внимание уделяется их трудовым умениям. Воспитанники приобретают навыки самообслуживания, умения пользоваться бытовыми приборами. Подростки умеют самостоятельно приготовить себе пищу, сделать косметический ремонт своей комнаты, учатся самостоятельно планировать бюджет группы, будущей семьи. В школе-интернате дети с удовольствием работают в мастерской «Столярное дело». Это даёт возможность более качественно и на новом уровне готовить воспитанников к самостоятельной жизни. В конце учебного года на каждого выпускника оформляется Социальная карта выпускника о готовности к самостоятельной жизни. Дается заключение о готовности выпускников к выбору учебного заведения и профессии, выбирается (запасной) вариант учебного заведения.